Статьи
  • Ольга Ласточкина
Английский язык в нашей школе

В современной школьной программе по английскому языку очень мало времени уделяется разговорному курсу. Основной упор делается на грамматику, технику перевода и пересказа. После окончания школы подросток не только не имеет адекватного словарного запаса, но и в принципе боится разговаривать на иностранном языке.

На данном этапе развития нашей страны, вступая во взрослую жизнь, юноша (или девушка) обязательно сталкиваются с потребностью в знании английского, а часто и не только, языка. Особенно это ощущается, если он идёт работать в иностранную фирму. Ребёнок же изначально не поставлен в ситуацию, когда он вынужден говорить на английском языке. Психологический барьер мешает детям при попадании в чужую страну просто начать общаться. Проблема ещё заключается в словарном запасе, который проходится в школе. Запас слов обычно проистекает из набора текстов (топиков, в простонародье), темы которых — моя страна, моя семья, любимый музей, театры — не дают полноценного для общения запаса слов.

На многочисленных курсах часто преподают носители языка: американцы и англичане. При этом грамматику объясняют они, мягко говоря, не очень качественно.

В нашей школе нет углублённого изучения английского языка, при этом мы считаем очень важным именно разговорный навык. Поэтому уже второй год к нам приезжают иностранцы, настоящие носители языка. Работают они в паре с нашими преподавателями английского языка, готовят вместе уроки, иногда проводят занятия самостоятельно. Важно то, что эти люди целенаправленно приезжают работать с нашими учениками. Они мотивированы именно на общение. Это очень важно для подростков, так как ведущая деятельность на данном этапе их развития как раз общение.

Возможность контакта с живыми иностранцами снимает психологические комплексы, боязнь общения на неродном языке. К нам приезжают молодые ребята и девушки 23−26 лет, детям легко с ними найти контакт. Ребята участвуют во всех наших мероприятиях. В 2003—2004 учебном году к нам приезжала девушка из Великобритании — Рози Фергюсон. Сама она из Манчестера, закончила университет в Лондоне по специальности «сценарист». У нас она прожила три месяца. Все уроки Рози имели очень хороший эффект, она проводила с ребятами игры, рассказывала о своей стране. Вместе с учительницей в младшей школе проводили праздники. Рози ездила с нами в лагеря, участвовала в наших праздниках и играх, так что у ребят была возможность свободно с ней общаться в неформальной обстановке.

В конце октября 2004 года к нам приехал Бенджамин Фуренье, он из Бельгии. Родной язык для него французский, при этом с 9 лет он говорит на английском. В первый же его день в школе ребята позвали его на Красную площадь, показали ему сердце нашей страны. Бен очень общителен, ребята очень любят с ним просто разговаривать, шутить. Он увлекается видеосъёмкой, и это тоже интересно ребятам.
Уроки Бен ведёт в средней и старшей школе. В средней школе он занимается со слабой группой, с ребятами, у которых изучение английского языка вызывает ступор. Он использует много наглядного материала, проводит несложные игры. В старшей школе они на уроках смотрят фильмы, обсуждают жизненные ситуации. Вместе с учениками фотографируют, изучают компьютерные программы. Ребята поставлены в ситуацию, когда они вынуждены говорить на английском. Также Бен проводит два раза в неделю занятия по французскому языку для всех желающих. Ребята с удовольствием изучают ещё один язык.

По вечерам два раза в неделю у нас собираются английский и французский клубы. Это такие встречи, на которых идёт общение только исключительно на том или другом языке. Клубы открыты для людей любого возраста и профессии. И ведут их опять же наши иностранцы — Бен и Литисия, которая тоже приехала из Бельгии и работает в волонтёрской организации World 4u.

Мы считаем практику приглашения иностранцев удачной и эффективной для учебного процесса и будем ей следовать и дальше.
~
  • Сергей Бабундин
Проект развития науки в России

В том, что российская наука находится в плачевном состоянии, не надо убеждать, наверное, уже никого. Об этом написано много статей и снято не меньше репортажей. Да что говорить, возьмите и пройдитесь по НИИ, и, как говорится, сами все увидите. В сложившейся обстановке возникают вопросы: как нам снова вырваться вперед и занять лидирующее место? что нужно делать и откуда можно взять средства? На эти вопросы и постарается ответить данная работа.

В 50−60-х годах Никита Сергеевич Хрущев принял курс на создание научных городков. Были созданы такие городки, как Дубна, Обнинск, Зеленоград, Звездный городок. Почти все эти городки выстрелили мировыми научными достижениями. Дубна и Обнинск дали нам атомную электростанцию, Звездный городок — космос. То есть, говоря конкретно — Хрущев взял и сосредоточил передовой научный потенциал на небольшой площади, тем самым повысив информационный обмен между учеными по тем задачам, которые перед ними ставила страна. Из этого можно сделать вывод, что необходимо создавать центры концентрации, где можно концентрировать людей, оборудование, энергию, а главное — обмен информацией между заинтересованными работниками.

Одной из проблем бывшей советской, ныне российской науки была проблема внедрения научных разработок в реальное производство и реальную жизнь. Часто раньше, да и сейчас по радио, телевидению можно услышать фразу: «Ученые такого-то института разработали уникальный прибор или технологию, но заказчика на свою разработку найти так и не смогли». Чаще всего это звучит как обвинение в отказе поддерживать национальную науку. Вот, мол, какие плохие дяди, да еще и ничего святого не осталось.

А кому эта разработка, собственно, нужна, вас кто-нибудь о ней просил? Но так однозначно к вопросу внедрения подходить тоже нельзя.

Существует, скажем так, два рубежа науки. Первый — достижения и разработки, которые должны войти в жизнь в ближайшее десятилетие (несомненно, этот уровень должен ориентироваться на конкретного заказчика), второй — фундаментальные и экспериментальные разработки, которые сработают только в отдаленном будущем, т. е. в срок более десяти лет. Также внедрение научных открытий тормозит еще и незнание реальной обстановки на заводах (именно возможностей реальной технологии). Что фактически можно сейчас произвести, а не что написано в справочниках и учебниках. В этом контексте полезен опыт Массачусетского университета: придуманный студентами микропроцессор можно заказать и произвести на заводе, затем опробовать его на практике.

Теперь подумаем, как исходя из современных условий стимулировать научный поиск, а значит и российскую науку.
Нужно создать центры концентрации оставшегося научного потенциала по областям, которые страна считает для себя приоритетными — научные городки. Но хрущевская форма такого городка на сегодняшний момент устарела, да и несет с собой массу отрицательных явлений (о них будет сказано попутно). Как же должен выглядеть такой городок будущего? Выше было сказано о двух рубежах в науке (до 10 лет и свыше 10 лет). Исходя из этого, городков должно быть два типа.

Тип № 1. «Городок сегодняшнего дня» (разработки до 10 лет).
Помимо исследовательского института в городке должен находиться завод (реальный производственный цикл), скорее всего достаточно мелкосерийного производства. Это нужно для того, чтобы разработчики понимали, с какими трудностями они столкнутся на этапе внедрения. И для понимания учеными способностей современного производства внедрить открытие: можно ли использовать разработку, не меняя оборудования, или придется что-то изменить (внедрить новые машины, методы управления и т. п.). Городки первого типа необходимо связать с реальным заказчиком, заинтересованным в решении данной проблемы. Только в этом случае институт будет получать деньги, а разработки внедряться. Примером такой связки (производство + НИИ) может служить Новосибирский институт теплофизики. Возможно, из-за этого количество институтов будет небольшим, но лучше один живой НИИ, чем миллион мертвых. В эту связку необходимо добавить еще учебный институт. Хватит учить специалистов на бумаге, давайте учить их непосредственно в реальном научном и внедренческом процессе.

То есть городок первого типа — это производство + НИИ + учебный институт.
Из этого тройственного союза мы получаем следующие выгоды:
1) Разработки ведутся под конкретного заказчика. На практике целесообразно часть заказов разрабатывать под заказчика, а часть — на перспективу. Для создания разработок, закрывающих весь спектр десятилетнего цикла.
2) Происходит отработка технологии на этапе разработки.
3) Обучение студентов происходит непосредственно теми профессорами, которые участвуют в реальном научном поиске.

Тип № 2. «Городок дальних перспектив». (разработки более 10 лет)
Нужны для подготовки теоретической и экспериментальной базы будущего. Строятся по схеме НИИ + учебный институт. Причем для второго типа необходима и вертикальная — двусторонняя связь, между типом один.

Вертикальная двусторонняя связь.

Что же такое вертикальная двусторонняя связь? Территориальное положение городков разного типа может не совпадать (это определяется возможностью и необходимостью), поэтому между ними существует высокоскоростная информационная магистраль (компьютерная сеть). Да и люди должны переезжать из городка в городок. Ученым это даст возможность накапливать теоретическую и экспериментальную базу, а студентам — знание того, как технология доводится до своего воплощения на производстве. Поскольку реальные средства зарабатывает городок первого типа, то благодаря введенной вертикали мы содержим и второй тип городков.

Таким образом получается, что вертикальная двусторонняя связь — это взаимная циркуляция людей, денег и информации между научными городками разных типов. Благодаря ей снимается психологическая проблема, что одни зарабатывают деньги, а другие их тратят. При циркуляции все люди тратят и зарабатывают. Эти связки (дипольные города) создаются в приоритетных областях науки.

Но на современном этапе большинство новых научных открытий создаются на стыке нескольких наук (биофизика, кибернетика и т. д.). Поэтому между дипольными городами должна существовать и горизонтальная двусторонняя связь. Она будет обеспечивать циркуляцию информации, людей и ресурсов между городками различных направлений.
Да и студенты таких городков могут осваивать смежные дисциплины, переезжая из одного городка в другой. Например, изучая робототехнику — электронику они изучают в одном, а кинематическую часть в другом институте. Научные работники смогут формировать коллективы исходя из интересов дела, съезжаясь по необходимости в нужном городке. Это даст возможность повысить мобильность трудового ресурса.

Получается, что конструктивно жилищный фонд городков на 50−70% должен состоять из жилья гостиничного типа.
Циркуляцию информации между диполями необходимо провоцировать — создавать необходимые условия для взаимосвязи с целью повышения циркуляции информации и ориентации ее на деловой процесс. В данную модель необходимо ввести институт информации, в задачу которого входило бы создание виртуальных научных городков (пространств-конференций, форумов или, если на данном этапе технологии это возможно, виртуальных городков по типу лукьяненского Диптауна) для решения и постановки задач с использованием знаний из различных областей науки. Да и во внутренней сети городка такая форма была бы очень полезной для обмена информацией между лабораториями.

Второй задачей института информации (ИИ) я бы поставил освещение успехов российской науки для всего остального населения страны (даже очень незначительных). Нужно показывать людям, что в стране не все так плохо, а то поток негативной информации просто захлестывает наши СМИ.

Третьей функцией ИИ должно стать патентирование идей, ходящих внутри виртуальной сети, а то всеобщий бзик интеллектуальной собственности может остановить процессы циркуляции внутри научной сети.

Институтов информации должно быть больше чем один — для избежания процесса монополизации данных.
На рисунке изображена еще одна интересная деталь — институт социальной информации технологии и управления. Необходимость его диктуется следующим. Новые технологии требуют и новых методов социального управления. Из данной фразы можно заключить и функцию этой части всей конструкции.

Теперь перейдем к вопросу патентования научных разработок. Здесь необходима помощь государства, чтобы наши патенты на изобретения были действительны и в других странах. Возможно, данная модель создаст единую сетевую научную корпорацию России, внутри которой будут фиксироваться изобретения и соблюдаться вопросы секретности разработок. Тогда в России наряду с такими корпорациями, как Газпром, РАОЕС Россия будет и еще одна — СНК России.

Откуда брать ресурсы?

Это самый острый вопрос сегодняшнего дня. Попробуем ответить и на него. Городки первого и второго типа можно развертывать на базе либо старых городков или институтов (реорганизовав их соответствующим образом), либо рассмотреть освобождающееся военные городки (в процессе сокращения вооруженных сил). Возможно, придется что-то достроить, но это будет несравнимо меньшие вложения, чем начинать все с нуля. Понадобятся высокоскоростные линии передачи информации (оптико-волоконные); где их брать? Известно, что такие линии есть в наличии у Газпрома и РАОЕС России, а мощности их загружены далеко не полностью. Если рассматривать данную программу как государственную, то у государства в этих корпорациях есть контрольный пакет акций. Соответственно, теоретически оно может востребовать этот ресурс (практика покажет, насколько это реально). Финансирование же новых городков науки должно происходить за счет городков первого типа (разработки со сроком реализации до десяти лет).
При старте программы также не помешало бы и частичное финансирование государством, впоследствии сводящееся в идеале к нулю. Возможно, при реализации вскроются и другие источники финансирования.
Области научных исследований.

Любого вкладчика беспокоит вопрос приоритетов. В какие области вложить свои средства? Попробуем определить такие направления в науке.
1. Газовая промышленность — разработка средств контроля, транспортировки, наблюдения за газопроводами, средств и методов прокладки труб. Периферия. Двигатели. Стоит обратить внимание на разработку газотурбинных двигателей для легковых и грузовых автомобилей. Газовые генераторы, как промышленные, так и для более широкого пользователя. В общем, все, что связано с газом.
2. Информационные технологии — здесь стоит сконцентрироваться на создании нетрадиционной периферии и новом программном обеспечении. Например, создание радиоинтернет-сети, более дешевого радио сетевого оборудования, IP-телефонии, IP-телевидения и т. д. и т. п. Область, лежащая за пределами принтеров, сканеров, модемов. Примером может служить разработка программы Fine Reader и переносных радиокомпьютеров (объединяющихся в собственную сеть).
3. Робототехника и автоматика. Создание систем с высокой степенью адаптации. Автоматические производственные линии гибкие и модульные.
4. Космонавтика — во-первых, проанализировать все наши космические технологии с целью их практического применения на земле. Создание производства в космосе (сверхчистые лекарства, новые материалы, микросхемы и т. д. и т. п.). Автоматические аппараты и заводы для исследования и производства в космосе.
5. Биотехнология — производство новой пищевой продукции с помощью бактерий (пример — крабовые палочки). Переработка и получение новой продукции с помощью бактерий, грибков и других способов. Замкнутые искусственные среды (пример Биосфера-2).
6. Нанотехнологии — разработка и получение практических результатов. С целью их применения в повседневной жизни (возможны разработка и создание нанокомпьютеров).
7. Атомная энергетика: атомные электростанции, технологии по переработке ядерных отходов в более безопасный вид. Разработка ядерного реактивного двигателя (тем более что разработки до 1986 года у нас уже велись).
8. Термоядерная энергетика — создание термоядерной электростанции.
9. Авиация — удержание прежних передовых позиций. Доводка экранопланов. Военные самолеты и гражданская авиация.
10. Социальное управление — сетевые структуры управления и взаимодействия. Работа в условиях крупных сетевых сообществ.
11. Психология — мотивационная теория, теория коллективов и т. д.
12. Лазеры — плотные высокоэнергетические пучки. Передача энергии без проводов.
13. Энергетика — принципиально новые энергетические системы (пример топливные элементы и возможно революционно новые).
14. Сверхпроводимость. Возможность практического применения.
~
  • Михаил Кожаринов
Типы мотивации

В современной педагогике остро стоит вопрос мотивации обучения. Не хотят дети учиться — и все тут! Проблема эта встала во всех развитых странах и особенно остро ощущается в среднем школьном возрасте. Постиндустриальное общество решительно отказалось от муштры и казарменной дисциплины: требование формирования творческого и свободомыслящего человека несовместимо с подобной атмосферой. Но, отказавшись от старой методической основы, современная школа часто так и не находит новых эффективных методов включения школьников в образовательный процесс. «Как мотивировать школьников на учебу?» — остается острейшим, и, по мнению многих педагогов, основным вопросом, ответ на который ищет современная дидактика.

Наша Школа также не чужда этому поиску. За почти десятилетие своей практической деятельности педагоги и преподаватели Школы нащупали несколько методов, позволяющих простраивать подобную мотивацию. Практическая деятельность вскрыла интересное правило: любой мотивационный метод от частого применения перестает действовать. Это открытие выдвигает требование чередования различных методов мотивации в учебном процессе. Современный преподаватель, таким образом, должен владеть даже не одним, а несколькими методами мотивации, как говорится, «играть на всей клавиатуре» методов. И в нашей Школе преподаватели стремятся освоить всю эту клавиатуру.

1. Игровой метод мотивации
Игра является мощным стимулом интереса к окружающей жизни. Казалось бы, Игра — дело лишь маленьких детей. Но практика показывает, что это не так. Наибольшую эффективность игровая мотивация показывает в среднем школьном возрасте. Младшие более управляемы, старшие — взрослее и целеустремленнее. Средний же возраст как раз и надо цеплять чем-то азартным и вдохновенным. Различные возрасты диктуют совершенно различные игры. Связано это с теми новообразованиями, которые формируются в психике человека по мере взросления. Игры младшего возраста более линейны, младшего среднего — командные, старшего среднего — подразумевают яркую реализацию в личных поступках, в старших классах становится важным отыгрыш и реконструкция незнакомых образов, интересные и необычные модели действительности. Каждый возраст находит в Игре свое, и в целом игровая деятельность оказывает огромный эффект в деле формирования личности человека, его знаний и мышления. Наша Школа наработала огромный опыт в этом жанре построения учебного процесса. В педагогическом сообществе мы более всего известны именно с этой стороны. Разработана типология Игр от самых мелких до многодневных. В школе используются настольные, форумные, ситуационные игры; игры дискуссии и игры-погружения, павильонные, полигонные и многие другие типы игр.

2. Исследовательский метод мотивации
Исследование само по себе дело очень увлекательное. «Что получится, если???» — подход этот будоражит умы и зажигает детские глаза. Проблема состоит в том, что в современной Школе разработано не так уж много исследовательских курсов. Лабораторные работы применяются лишь на химии, биологии и физике. И то, часто они строятся не как исследовательские, а как закрепляющие или иллюстрирующие уже пройденный материал. Связано это с нехваткой оборудования на весь класс, и потому легче показать для всех, чем устроить работу каждого. Но частные Школы отличаются малой численностью классов, и мы можем позволить себе организовать лабораторную работу для каждого ученика. Когда лаборатории становятся чересчур сложными и малореальными в рамках обычной средней школы, а уровень класса позволяет поставить более сложные задачи, то мы практикуем выезды и проведение практикумов на базе различных институтов. Происходит это уже в старших классах и является, кроме всего прочего, хорошим настроем к абитуриентской жизни. Кроме естественнонаучных предметов исследовательские работы разрабатываются также и по гуманитарным предметам, таким как история и литература. Связаны они, как правило, с анализом соответствующих текстов, но азарт исследователя нередко удается пробудить и здесь.

3. Конструкторский метод мотивации
Некоторым кажется, что этот метод идентичен предыдущему. Но это не так. В исследованиях ребята не знают, что получат в результате, конструкторский же метод подразумевает, что тот объект, к созданию которого стремиться ученик, уже известен и понятен. Вот чертеж, вот алгоритм производства — все понятно, надо только сделать! Но вот во время этого «делания» как раз и строится учебный процесс. Разбираются детали конструкции, какие-то особенности, пренебречь которыми — все равно что построить неудачный образец. Кульминация же — это демонстрация созданного объекта. Скажем, вот ракета, созданная собственными руками, устремилась в небо! Какой восторг вызывает это и у самого конструктора и у зрителей! Эти яркие эмоции и являются двигателем для мотивации на новые, более амбициозные планы и решения. Такое конструирование не есть прерогатива лишь технических дисциплин. Так на уроках истории делают макеты архитектурных зданий и диорамы сражений, на литературе — реконструируют стили и жанры, ставят мини-спектакли и снимают небольшие короткометражки. Компьютерный монтаж таких фильмов позволяет естественным образом осваивать и компьютер, простраивая межпредметные связи между предметами.

4. Клубный метод мотивации
Известно, что если группа становится значимой для ребенка, он стремится соответствовать ее ценностям, дабы удовлетворять общим значимым для всех критериям и получить признание. Референтность группы, таким образом, может стать очень значимым мотивом для учебы человека. Скажем, не ценят в группе совсем уж отстающих и серых, и человек начинает больше читать и подтягиваться только лишь для того, чтобы группа приняла его. Уж очень в ней интересно быть: постоянно какие-то дела, игры, поездки и т. д., разговоры опять же часто об этом. Хочется быть в курсе всего, в эпицентре событий и наравне с остальными. Поэтому у нас в школе различным выездам, походам и делам уделяется очень большое внимание. Если жизнь кипит, то и учеба начинает налаживаться, хотя, казалось бы, времени на нее должно оставаться меньше. Времени-то меньше, но зато мотивация выше, а с ней и эффективность.

5. Административный метод мотивации
Этот метод остался «от старых времен». Но он работает, если им не злоупотреблять и не зацикливаться на нем, как, впрочем, на любом другом методе. Связан он с «вызовом на ковер», угрозой выгона из Школы, ограничения степени свободы или, наоборот, расширения его, если дела идут удачно. Мы не относимся к этому методу плохо. Ребенок должен социализироваться, а на работе он столкнется и с недобрым начальником, и с нахлобучками за халтурно выполненное задание. Если ребенка держать лишь в «аквариуме позитивных эмоций», он не сможет в будущем быть эффективным в нашем далеко не всегда уютном мире. Надо увидеть различные стороны жизни, а не только радужные, и осознать их закономерность и неизбежность. Получить иммунитет к негативным проявлениям, научиться делать из них организационные выводы и корректировать на их основе собственную жизнь. Повторим, метод этот вполне работает. И даже намного сильнее, чем в обычной Школе, так как у нас жизнь интересней и ограничивать ее, а тем более лишаться, совсем не хочется. Но если его часто применять, он, как и остальные, перестает работать. Об этом часто забывают, но мы помним. Применяя его лишь наряду с другими методами, мы снимаем опасность подобного «пробуксовывания» и создаем не затхлую атмосферу задавленности, а атмосферу творческого созидания, игры, познания, но в то же время и ответственности за собственную учебу перед, собой, другими учениками, учителями и родителями.

Наша школа не останавливается на достигнутом. Из описания всего вышеизложенного вовсе не следует, что у нас не бывает неудач. Бывают. Мы же все-таки не волшебники, и не всегда нам удается «прошибить» барьеры между учеником и учебным процессом. Особенно, если ученик попал в нашу школу со стороны, уже успев впитать негативное отношение к учебным занятиям, и отстать настолько, что сделать что-либо становится действительно сродни какому-то чуду. Но мы и не отчаиваемся и продолжаем искать новые находки, способные пробудить новые мотивы для получения и освоения знаний и умений, стремления самообразовываться и совершенствоваться, достигая конкретных результатов на благо себе и людям. Точнее: людям и себе.
~
  • Елена Хворост

Выход есть!

Современные учебные программы ориентированы на среднего ученика. Следствием является то, что любая проблема, выходящая за рамки изученных алгоритмов, ставит неподготовленного ученика в тупик. Дети не умеют справляться с незнакомыми ситуациями. Часто они даже не пытаются найти выход, сразу опуская руки. Когда в старшей школе несколько учителей столкнулось с подобными ситуациями, на педсовете была поставлена задача: детям надо дать почувствовать, что они способны находить нестандартные решения.
После обсуждения пришли к выводу: следует использовать сочетание двух известных методик – тренинга и теории решения изобретательских задач. Почему именно их? Тренинг – это обучение не через знания, а через ощущения. ТРИЗ – методика решения нестандартных задач. Получается, что их сплав дает именно то, что нужно – уверенность в способности решить любую стоящую перед тобой задачу.

Был проведен трехдневный тренинг, участниками которого стали ученики старшей школы. Уверенность в своих силах – это результат активной жизненной позиции. Поэтому основной целью тренинга было самоопределение. Ты сам строишь свою жизнь или просто плывешь по течению? Ищешь возможности для решения проблемы или оправдания, почему не справишься? Участникам предоставлялась возможность избавиться от стереотипов о себе самом, осознать, что мешает выйти за установленные рамки и понять, как с этим бороться. Добиться понимания чего хочешь именно ты, и каким тебе для этого надо стать.

Базовым являлся блок нахождения решений в нестандартных ситуациях. Были даны инструменты, которыми пользуется ТРИЗ, а они основаны именно на отказе от своих стереотипов. Можно было потренироваться на большом количестве задач, помогая друг другу находить нетривиальные решения. Участникам предлагалось не только придумывать гипотетические варианты решения, но и осуществлять некоторые из них. Например, выйти на улицу и сделать доброе дело для окружающих людей. Ребята с этим прекрасно справились!
После тренинга ученики осознали, что у задачи бывает много решений. Если не получается справиться с задачей одним методом, то надо искать другой. Теперь на уроках даже при выполнении стандартных заданий с известным алгоритмом ребята пытаются придумать свой оригинальный ход.

~